Вокальная техника и её парадоксы» стр.28

Исходя из сказанного, мы будем основываться на понимании, что певческий голос — это предназначенный для слухового восприятия энергетический поток, создаваемый певцом во время пения, а звучание певческого голоса есть не что иное, как качество субъективного слухового восприятия этого потока.

Разведение в сфере нашего сознания понятий «энергетический поток» и «звук» даёт нам возможность определённо говорить об энергетической природе певческого голоса, а также — впервые в теории певческого искусства — позволяет различать звуковой компонент голоса (содержащиеся в нём колебания) и его звучание (слуховое восприятие голоса) от его внутренней незвучащей основы — создаваемого певЦом энергетического потока. Тем самым мы оказываемся в состоянии существенно скорректировать некоторые традиционные для вокальной Методологии представления о роли слуховых и внутренних ощущений в контроле и коррекции певцом своей вокальной техники (внутренней работы своего инструмента).

В отличие от инструменталистов, которые существуют отдельно от своих инструментов и при обучении которых нередко приходится специально говорить о необходимости представлять, к примеру, скрипку или валторну живым существом и целенаправленно развивать способность чувствовать себя и инструмент единым организмом и одной функциональной системой, певец изначально свободен от этой заботы, поскольку он и его инструмент не в воображаемом (ассоциативном) плане, а на самом деле являются одним и тем же живым материальным образованием.

Эта особенность практически лишает певца возможности внешнего визуального контроля за «игрой» на своём инструменте и делает его неспособным адекватно оценивать качество звучания собственного голоса. Певец чаще всего имеет весьма приблизительное представление, какие движения совершаются им во время пения, и ему не дано слышать свой голос со стороны. Поэтому представления начинающего вокалиста о своих движениях и качестве звучания собственного голоса в большинстве случаев весьма далеки от реальности. В этом убеждается каждый, кто впервые слышит свой голос на магнитофонной записи и видит себя на видео.

Между тем, до настоящего времени наиболее часто встречающимся в вокальной методике и педагогической практике является убеждение, что певец и педагог имеют дело со звуком и обучение технике пения должно начинаться с нахождения «эталонного» звучания певческого голоса на удобном — обычно центральном — участке его диапазона с тем, чтобы, научив будущего певца «связывать» звуки, «выстроить» его голос, постепенно перенося найденное и наработанное на центре «эталонное звучание» на верхний и нижний участки диапазона голоса. Соответственно пониманию преимущественного значения слуховых представлений и слухового контроля объясняется и психофизиологический механизм формирования певческих навыков:

«Процесс обучения следует рассматривать по следующей схеме. Для того, чтобы спеть что-либо, надо прежде всего ясно представить себе то звучание, ту фразу, которую пред -стоит спеть, т.е. надо иметь в представлении звуковой образ. Это своего рода эталон для сравнения с тем результатом, который получится после попытки его воспроизвести. По нему же регулируется система движений, поэтому его можно назвать регулировочным образом. Звуковой образ вызывает соответствующее двигательное представление, какими движениями можно подобного звучания достигнуть, каким образом можно его воспроизводить» [62,246];

⇐ вернуться назад | | далее ⇒