Исторически и акустически известно, что интервал квинты является наиболее близким, родственным по отношению к любому звуку; наиболее близок по своему звучанию он к октаве и унисону. Этот же интервал сыграл существенную роль в порядке построения всех гамм и создал симметрию их. Взгляните и присмотритесь к предлагаемой схеме.
Возможно, вы поняли ее и без слов. Но мы все-таки предлагаем не отворачиваться от этого рисунка, а поискать: нет ли в нем чего-либо забавно интересного?
— Ну, конечно же, есть! Крайние узкие столбики (читайте вертикально, или сверху вниз, или наоборот) представляют собой «перевертыши», то есть правый столбик, прочитанный сверху, дает точно то же, что и левый, прочитанный снизу и наоборот. Какой великолепный образец звуковой и зрительной симметрии!
Теперь прочитайте приписку: справа — «все с диезам и», слева — «все с бемолям и».
— Почему диезы справа, а бемоли слева?
— Да очень просто: в применении к клавиатуре рояля все диезные гаммы пойдут вправо от тоники до-мажорной гаммы, шагая по квинтам, а бемольные — влево, шагая точно так же.
Дальше смотри на широкие столбики. В правом — указаны тоники диезных гамм. В левом — бемольных. Затем, поглядывая на клавиатуру и сравнивая с рисунком-схемой, начинайте шагать по клавиатуре от до по квинтам вправо и влево, по схеме, читая вертикально сверху вниз в широких столбиках. Шагнул на одну квинту, получил один диез и один бемоль, сделал второй шаг — второй диез и бемоль и так далее до семи знаков. С появлением каждого нового знака предыдущие не исчезают, а остаются на своих местах.
— А где же их места?
— Так они же указаны в узких столбиках.
Из этой схемы видно, что диез появляется на полутон ниже тоники, то есть на VII ступени гаммы, а бемоль — на IV и служит тоникой последующей гаммы.
Итак, первый диез и первый бемоль появились на ступенях «белой» диатоники (фа—см), дающих тритон. А тритон является осью звуковой симметрии, на которой вращается вся система темперации.
Подведем итоги. Что дала нам эта схема?
1. Порядок следования гамм (иначе говоря — шкалу) диезных и бемольных одновременно.
2. Шкалу диезов и бемолей.
3. Взаимоотражаемые звуки «белой» диатоники (или белой клавиатуры; читайте хореические стишки, известные вам по предыдущей главе (гм. с. 59), и сравнивайте в них каждую пару слогов по вертикали, обратив внимание на звук ре).
♦ 4. Взаимоо. ражаемые звуки черной клавиатуры:
(Две последние пары взяты в квадратные скобки, поскольку представляют собой энгармоническое равенство с белой клавиатурой.)
Считаем, что данная схема более наглядно и больше в себя вмещает, чем обычно предлагаемый в учебниках по теории музыки квартоквинтовый круг. Хорошо, если он ни у кого не вызывает головокружения, как на карусели!
Конечно, одного понимания схемы недостаточно для овладения всеми гаммами в совершенстве. Необходимо практически их осваивать, то есть играть, писать, читать, петь…