Такие выражения в теории музыки, как «звуковые горизонталь, вертикаль», «мелодическая линия», «подъем», «спад», «ритмический рисунок» и другие заимствованы из пространственных представлений. Следует заметить, что проблема пространственного восприятия музыки еще не решена, так как поставлена не так давно — в прошлом столетии, а для науки это детский возраст.
с
А пока что, воображаемые юные друзья, вы задаете нам законный вопрос: «Ага, если нечто временное существует в пространстве, значит, и нечто пространственное должно существовать во времени?»
Ответить на этот вопрос мы попросим разных представителей пространственных искусств: египетские пирамиды, Колизей, Джоконду, Кремлевские башни.
все «население» наших художественных музеев. Они, каждый за себя, расскажут, сколько времени существуют на свете (а вы, читатели, поможете им в арифметических подсчетах).
Итак, мы обнаружили, что музыка существует в организованных звучании и движении. Как известно читателям из первоначально полученных сведений о музыке, организаторами являются: музыкальная система, ритм, метр, лад, тональность, темп и другие компоненты.
Движение само по себе является основой другого вида временных искусств. Наверное, вы уже догадались, что речь пойдет о хореографии. Конечно, недостаточно сказать: хореография есть искусство движения. Многое на свете может двигаться: слон и самолет, падающий камень и ураган, движущий массы воздуха, движутся планеты в космическом пространстве, примеры можно множить. А может быть, в природе ничего нет неподвижного и движение является обязательным условием для времени и пространства?..
Все это очень интересные, занимательные темы для рассуждений. Любознательные найдут объяснения и ответы на эти вопросы в других книгах, а мы возвращаемся к Терпсихоре * — одной из девяти муз древнегреческой мифологии.
В применении к балету наши анкетные вопросы — способ существования, способ восприятия, материальная основа — получают неожиданную «перестановку». Первый вопрос совпадает с третьим. В самом деле, что является материальной основой для искусства балета,как не сам исполнитель, пластические движения его тела, жесты, мимика? Такое совпадение-совмещение личности исполнителя и материальной основы мы имеем, кроме хореографии, только в искусстве актера.
Второй вопрос анкеты — способ восприятия — требует двойственного ответа: не только зрение, но и слух. Балет обязательно сопровождается музыкой, кроме некоторых народных танцев различных национальных культур, например, узбекской, таджикской и других, сопровождаемых не музыкой, а ударными инструментами, дающими разнообразный или, наоборот, однообразный ритмический рисунок.
Дошла очередь до искусства самого популярного, самого доступного всем почти без исключения и в то же время наиболее трудного для объяснения. Это, конечно, литература. Поскольку мы уже привыкли каждое искусство относить к группе пространственных или временных, то, не задумываясь, отнесем литературу к временным. А во’.1 как же мы ее воспринимаем? Слухом?.. Нет, можно читать молча. А если мы слушаем произведение литературы даже в артистическом высокохудожественном исполнении, то слух является, так сказать, проводником, но не только от него зависят эстетические впечатления. Так же зрение служит лишь проводником-передатчиком, но не от него зависят эстетические впечатления, возникшие от чтения литературного произведения. Так откуда же они берутся?