Занимательная теория музыки стр.58

Начиная с es и вплоть до d вступают в силу некоторые специфические законы в использовании четвертого пальца. Возьмем, к примеру, аппликатуру левой руки. Если в es четвертый палец стоит на своем строго закрепленном «формулой» Ф. Шопена месте (III ступень гаммы), то в гаммах b, f, с, g, d он выпускается вовсе. Особый интерес представляют несколько своеобразные и «причудливые» варианты «пятипалой» аппликатуры с пропуском четвертого пальца в g и d.

В правой руке «пятипалая» аппликатура с успехом применима в b (об этом упоминает Г. Нейгауз на странице 182 своей книги «Об искусстве фортепианной игры» в связи с Шестнадцатой прелюдией Ф.Шопена). Однако следует заметить, что по степени удобства она все-таки второразрядна. В g и d четвертый палец пропускается.

Интересна и необычна перестройка групп пальцев в с и f, сообщающая необходимое удобство в подкладывании первого пальца. Во всех редакциях «Блестящего рондо» К. Вебера (ор. 62), «Патетической» сонаты JI. Бетховена, там, где встречается гармонический с, выписана ужасно неудобная, но общепринятая аппликатура. Неудобство ликвидируется предложенной в формуле аппликатурой.

Что касается мелодических миноров, то здесь разногласий в аппликатуре меньше. Правая рука полностью дублирует аппликатуры одноименных мажоров за исключением с. Левая — разнится с ортодоксальными апплй-катурами, как, впрочем, это наблюдалось и в мажорах и гармонических минорах, но она полностью согласуется с «Формулой Шопена». «Пятипалый» принцип здесь можно применять лишь в начале и конце гамм:

Приведенная формула служит наглядным примером проверки удобной аппликатуры для обеих рук не только в гаммах, но и в аналогичных местах из богатейшей сокровищницы фортепианной музыки. Разумеется, исключения возможны, но основной принцип должен оставаться неизменным.

Таким образом, мы воочию убедились, что европейская музыкальная система тесно связана с эволюцией клавишного инструментария. Клавиатура фортепиано периода формирования равномерно-темперированного строя явилась внешней формой его выражения, установив тем самым симбиоз слышимого и видимого объектов с осязанием. Вам, любознательные, следует как можно раньше уяснить для себя краткую, но очень важную формулу:    слышу симметрично организованную музыкальную систему, вижу симметрично организованную клавиатуру фортепиано в неразрывной связи с симметричным строением рук и пальцев, осязаю клавиатуру рояля и через это ощущение осознаю строгую симметричность позиций в обеих руках.

Пианистам-специалистам хотим дать очень важное наставление. В мировой этюдной практике едва ли найдется какой-либо иной более компактный по объему материал, чем гаммы, разумеется, во всем их многообразии. Овладев ведущим аппликатурным принципом, соединенным с естественной и непринужденной постановкой рук (свободное падение целых пальцев от пястной косточки ладони с преодолением лишь той тяжести, какую отдает механизм инструмента), в сущности, пианист технически всесторонне осваивает рояль. Начинайте учить гаммы от каждого последующего пальца, а также трелями попарно — сначала одной, затем двумя руками,— и вы почувствуете, как за короткий срок можно приобрести солидный технический багаж. Разучивая гаммы медленно, следите за четким и быстрым отскоком каждого пальца (здесь не помешает сравнение клавиатуры с раскаленной плитой). В быстрой игре все движения уменьшаются до минимума (но они должны быть!). Избегайте шлепающих ударов пальцами. Не вдавливайте пястные косточки ладони — они должны быть всегда видны.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒