Что касается чистой кварты, то в обращении она дает чистую квинту, а чистая прима — чистую октаву. Таким образом, все чистые интервалы при обращении не меняют своего качества — они так и остаются чистыми.
Пианистам и непианистам необходимо научиться представлять себе клавиатуру фортепиано. Вы же не забываете лица своих друзей, если не видите их целое лето… Для тех, кому рояль не стал другом, изучение музыки во всем ее объеме будет затруднено.
Итак, если вы научились бегло представлять интервалику белой клавиатуры, то ориентация в ладотональностях с большим количеством ключевых знаков будет значительно облегчена. А кроме того, построение хроматических интервалов и аккордов для вас также не составит особого труда.
Если кому-то удобно изучение интервалов в последовательном порядке, предлагаем таблицу интервалов на ступенях натурального мажора:
В практической части освоения мажорных гамм-зеркал на фортепиано VII главы «Лад. тональность. гамма» шла речь о постоянном присутствии в них четырех пар симметричных интервалов из взаимоотражающихся звуков: унисон (или октава), большая секунда (или малая септима), большая терция (или малая секста), тритон в двух вариантах (увеличенная кварта или уменьшенная квинта). Являясь слагаемыми натурального звукоряда и собственно музыкальной системы относительно самоотражающихся звукоклавишных центров ре и чя-бемоль. указанные интервалы лежат в точке акустического золотого сечения и управляют статическим процессом нашего музыкально-эстетического восприятия в любой гармонической вертикали. Иными словами говоря, вся красота звуковой гармонии подлинно художественного произведения сосредоточена именно в них. Динамическии же процесс восприятия тесно связан с оставшимися тремя парами несимметричных в основе интервалов из-за отсутствия самоотражаемых зву ко клавишных центров. На самом деле мы сталкиваемся с новым аспектом звукоклавишной симметрии (назовем ее инвариантной или безотносительной), образующейся в двух «проемах» клавиатуры: ми—фа и си—до, то есть/гам, где нет черной клавиши, а вместо нее зазор, щель, пустота. Относительно этой «пустоты» получаем парное отражение звуков-клавиш: ми отразится в фа (соответственно си в до), ми-бемоль в фа-диез (соответственно си-бемоль в до-диез), ре — в соль (соответственно ля в ре), ре-бемоль в соль-диез (соответственно ля-бемоль в ре диез) и наконец до в ля (соответственно соль в ми). Осями получившейся новой звукоклавишной симметрии будут перекрестно-симметричные звуки-клавиши си—си-бемоль и фа-диез—фа, а все вместе взятое совпадает с уже известными вам взаимоотражаемыми звуками-клавишами (то есть изначальная симметрия не исчезнет). Безотносительная (инвариантная) симметрия находит яркое проявление в движении 1вуков (мелодиче ские процессы), интервалов (разрешение диссонансов в консонансы), аккордов (связи).
А как же обстоит дело с интервалами на ступенях минора? Поскольку гармонический минор имеет большее распространение, чем натуральный, предлагаем сначала изучить интервалы на ступенях гармонического минора: