Вот одно из упражнений: поверните руку ладонью к себе на уровне лица, затем отводите руку влево параллельно полу на максимальное расстояние, позволяющее не менять плоскость ладони. При классической посадке (гитара лежит на левом бедре) при игре в первой позиции необходимо иметь разработанное запястье, так как первая позиция оказывается на некотором расстоянии от туловища. Если же гитара лежит на правом бедре, то первая позиция располагается на уровне левого плеча, ближе к туловищу. При таком положении инструмента легче добиться нужного поворота ладони. Именно поэтому учащиеся в отсутствие педагога любят класть гитару на правую ногу.
Теперь рассмотрим такие аккорды:
При естественном положении пальцев во время исполнения данных аккордов ладонь левой руки, конечно, «смотрит» вправо, то есть располагается под углом к струне, а не параллельно ей. Кисть находится в состоянии пронации.
Таким образом, в постановке левой руки гитариста (в отличие от правой) нет единого, универсального положения. Поэтому под постановкой левой руки следует понимать выбор наиболее удобного положения кисти для каждого конкретного случая. Причем изменения положения кисти у опытного мастера происходят почти незаметно, так что у слушателя (и зрителя) создается иллюзия неподвижной кисти, видны только перемещения ее вдоль и поперек грифа. Педагог должен все время помогать ученику находить наиболее естественные положения кисти.
Состояние пронации для левой руки (в отличие от правой) является более удобным, чем состояние супинации. Именно поэтому М. Джулиани советовал по возможности избегать приема баррэ. При баррэ кисть почти всегда находится в состоянии супинации.
Большой палец левой руки располагается на обратной стороне грифа между 1-ми 2-м пальцами. При игре на шестой струне кисть выносится вперед, а большой палец касается обратной стороны грифа в нижней его части. Запястье в таком положении становится более выпуклым, а пальцы — более выпрямленными.
При игре на первой струне кисть «втягивается» под гриф, а большой палец перемещается к середине или даже к верхней части обратной стороны грифа. Запястье в этом случае более плоское, а пальцы более согнутые.
Не надо забывать, что экономные движения являются следствием, но отнюдь не причиной правильных мышечных усилий. Рассмотрим восходящую хроматическую последовательность:
В момент, когда звучит ми, пальцы распределяются каждый над своим будущим местом прижимания предельно близко от струны. Первый (указательный) палец «берет» звук фа: он определенным усилием прижимает струну на 1-м ладу. Следующий звук — фа-диез. Для его воспроизведения усилие с 1-го пальца «перетекает» на 2-й, который и прижимает струну на 2-м ладу. Освободившись от напряжения, 1-й палец, вместе с тем, не отходит от струны. Далее усилие со 2-го пальца передается на 3-й — звучит соль. Свободные 1 -й и 2-й пальцы
Перемещение кисти поперек грифа
Экономия движений пальцев
при этом остаются на своих местах. Когда звучит соль-диез, усилие переходит на мизинец, а 3-й палец освобождается и также остается на месте.