1 семестр
• Гаммы C-dur, G-dur, E-dur одноголосные и хроматическая гамма1 в темпе J = 96.
2 семестр
• Гаммы C-dur, G-dur, E-dur (терциями, секстами, октавами);
• тестовые одноголосные гаммы в темпе J = 104.
3 семестр
• Гаммы c-moll, g-moll (одноголосные, терциями, секстами, октавами);
• тестовые одноголосные гаммы в темпе J = 112.
4 семестр
■ Гаммы F-dur, e-moll (одноголосные, терциями, секстами, октавами);
• тестовые одноголосные гаммы в темпе J = 120.
5 семестр
• Типовые мажорные (C-dur, G-dur) двух- и трехоктавные одноголосные гаммы с первой по пятую позиции,
• гаммы A-dur, D-dur (терциями, секстами, октавами);
• тестовые одноголосные гаммы в темпе J = 126.
6 семестр
• Типовые минорные (c-moll, g-moll) двух- и трехоктавные одноголосные гаммы с первой по пятую позиции;
• гаммы a-moll, d-moll (терциями, секстами, октавами);
• тестовые одноголосные гаммы в темпе J = 132.
Примечания
1. Гаммы исполняются триолями и квартолями.
2. Одноголосные гаммы исполняются аппликатурой А. Сеговии. Аппликатура гамм терциями, секстами и октавами, а также аппликатурные формулы правой руки во всех гаммах выбираются учащимся,
3. Минорные гаммы исполняются в мелодическом виде.
4 Главными критериями исполнения тестовых гамм являются требуемый темп, ровность звука и четкая артикуляция. Для остальных гамм — ровность звука и четкая артикуляция в удобном для учащегося темпе.
5. Уменьшение темпа исполнения тестовой гаммы квартолями на одно деление по стандартной шкале метронома Мельцеля ведет к понижению оценки на один балл. Например, для 4-го семестра:
J = 120 —9 баллов J = 1 Ofi — 6 баллов J= 100 — 4 балла
J = 116 — 8 баллов J = 104 — 5 баллов J = 96 — 3 балла
J = 112 —7 баллов
Приложение 2
Классификация этюдов по различным видам техники
Композитор |
Этюды |
Виды техники |
|||
Арпеджио |
Гаммы, репетиции |
Аккорды, двойные ноты, кантилена |
Смешанная техника, легато, ритмические трудности |
||
М Каркасси |
ор. 60 |
3, 7, 12, 15, 19, 20 |
1, 2, 6, 14, 18 |
5, 10, 16, 17,21 |
4,8, 11, 13, 22, 23, 24, 25 |
Ф. Сор |
ор. 6 |
5, 11 |
— |
1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 12 |
— |
Ф. Сор |
ор. 29 |
1, 3, 5, 6, 8, 10, 11 |
2,7 |
||
Ф. Сор |
ор. 31 |
13, 15, 16, |
12, 21,22 |
||
Ф. Сор |
ор. 35 |
13, 20, 24 |
5, 6, 11, 12, 15, 16, 18, 21,22 |
— |
|
Д. Агуадо |
из «Школы» ч. 11 |
5,6, 7, 8, 11, 12, 13, 14 |
15, 16, 20, 23, 25 |
1-4, 12, 19. 24 |
9, 10, 17, 18,21,22, 26 |
М. Джулиани |
ор. 48 |
3, 5, 6, 10, 12 |
4, 9, 11, 18 |
1,2, 15, 17 |
7, 13, 14, 16, 19, 22, 23, 24 |
М. Джулиани |
ор. 100 |
2-9, 11, 12, 24 |
— |
||
Э. Вила-Лобос |
12 эподов |
1,2 |
— |
4, 5, 6, 9, 12 |
3, 7, 8, 9, 10, 11 |
Н. Кост |
ор. 38 |
— |
1,4 |
— |
|
Э. Пухоль |
из «Школы» |
25, 30 |
1, П, 12, 14, 15, 17, 21, 22, 23 |
2, 3, 13, 16, 26 |
24, 31, 33, 34, 35 |
МАСТЕРА О ГИТАРНОМ ИСКУССТВЕ
Антонио де Контрерас
165 советов Дэвида Расселла о технике гитарной игры1
Введение
С 1992 года Дэвид Расселл ведет ежегодные семинары в Севилье. Последний семинар, проходивший в 1997 году, послужил для нас своеобразным толчком: стало понятно, что пришла пора пересмотреть всю массу конспектов, которые накопились с первого его приезда. Тогда-то и возникла мысль опубликовать самые интересные тезисы — своего рода сводку идей или памятку гитариста, которые могли бы послужить отправной точкой для анализа техники выдающегося гитариста, а также подтолкнуть к размышлению профессионалов и любителей гитары. Однако подробное описание как стиля исполнения, так и методологических подходов этого музыканта заведомо не вписалось бы в рамки учебного пособия (хотя такая всеобъемлющая компиляция безусловно нашла бы свою нишу на скудном рынке современной гитарной литературы).