Все действия ребенка в повседневной жизни — манера стоять, сидеть, двигать руками и пальцами — принципиально отличаются от тех двигательных действий, с которыми ему приходится сталкиваться при общении с инструментом и которые требует от него педагог. Происходит своего рода «раздвоение личности» ребенка.
Не подготовить корпус ученика предварительно к новым -очень сложным для него ощущениям и движениям, возникающим при его контакте с инструментом, значит — обречь ребенка на длительные и достаточно мучительные поиски. Бывают, конечно, случаи, когда ученик в силу особой природной интуиции без больших усилий приспосабливается к новым двига тельным ощущениям. К сожалению, подобные случаи весьма редки — про таких говорят: «родился с инструментом в руках». Но даже у детей, наделенных особой двигательной интуицией, необходимо воспитывать осознанные первичные двигательные ощущения. Интуитивное начало, столь необходимое в эмоциональной сфере музыканта, далеко не всегда дает должные и стабильные двигательные результаты. Следовательно, основная задача начальной педагогики — предварительная тщательная и всесторонняя под готовка корпуса ребенка к совершенно новым двигательным ощущениям. Это станет основой всей его жизнедеятельности — как при общении с инструментом, так и в повседневной жизни. К примеру, единые по характеру навыки стоять, садиться и сидеть, поднимать руку и действовать ею и др. — все должно совершаться на единой основе. Особое внимание начальная педагогика должна уделять предпостановочному периоду — периоду формирования у ребенка совершенно иных — принципиально новых двигательных ощущений.
Ощущения эти должны отличаться однообразием и стабильностью при любых действиях ребенка. В подобном случае двигательные действия ребенка, занимающегося на музыкальном инструменте, не будут входить в принципиальные противоречия со всеми его действиями в обыденной жизни.
Учитывая эти факторы, педагог должен быть предельно внимательным и особенно требовательным в вопросах, связанных с деталями постановочных элементов. В этих вопросах не должно быть «мелочей» — незначительные, на первый взгляд, неточности, если их своевременно не исправить, с возрастом, как правило, перерастают в крупные недостатки.
Исходя из изложенного, исправление постановочных недостатков, появившихся у ребенка в результате неправильных двигательных действий — неправильного держания инструмента или неправильной посадки, — не является одномоментным актом. Не следует в спешном порядке навязывать ребенку непривычные движения и ощущения, связанные с новыми, поначалу весьма неудобными для него формами действий и движений. Особенно неэффективна поспешность при корректировке постановочных элементов в тех случаях, когда сложившиеся старые навыки культивируются уже весьма продолжительное время — год и более.
В подобных случаях необходимо сначала при помощи специальных подготовительных имитирующих упражнений — без инструмента, воспитать такие мышечные взаимосвязи, которые будут отвечать новым формам двигательных действий.