Сущность вокального слуха — в умении осознать принцип звукообразования…
Слух накрепко связывается с мышечными, вибрационными, зрительными и другими чувствами не только в процессе формирования нашего собственного голоса, но связь эта 2 нисколько не нарушается и при восприятии чужого голоса»2.
В. П. Морозов впервые наиболее полно раскрыл понятие «вокальный слух» и экспериментально доказал, что его физиологической основой являются условно-рефлекторные связи, возникшие в результате осознания соотношения характера звукового раздражителя и комплекса ощущений, полученных от наших органов чувств.
Работа голосового аппарата как в речи, так и в пении в основном скрыта от непосредственного наблюдения. Тем не менее ребенок, усваивая речь, находит правильный артикуляционный уклад звукообразующих органов, опираясь, главным образом, на свои слуховые ощущения. Т. е. по звуку он находит соответствующие мышечные движения путем проб и ошибок по принципу обратных связей.
«Если вокальный слух оценивается как способность не только слышать голос, но ясно представить себе и ощутить работу голосового аппарата певца, то можно сделать вывод, что слух любого человека в известной мере является «во кальным», так как восприятие речи и пения у всех без исключения людей — активный слухомышечный процесс»1.
Таким образом, вокальный слух имеет прямое отношение и к восприятию певческого голоса, и к его воспроизведению.
В процессе восприятия кроме слуха участвуют и все другие органы чувств, порождая целый комплекс ощущений. Ведущими /среди них считаются виброощущения (В. П. Морозов, 1965).
Воспроизведение же, являясь по своей сути движением, осуществляется за счет мускульной работы всего голосообразующего комплекса. При воспроизведении мышечное чувство становится ведущим ориентиром способа звукообразования, так как другие ощущения, возникающие в результате мускульной работы голосового аппарата, являются вторичным признаком. Последние носят вспомогательный характер, осуществляя дополнительный контроль за работой голосообразующих органов.
Постепенно в процессе пения за конкретными мышечными ощущениями закрепляются определенные слуховые, зрительные, резонаторные и прочие ощущения, возникающие при этом. Правильное звукообразование как при собственном пении, так и при восприятии другого певца неизбежно сопровождается ощущением мускульной комфортности, удобства, свободы при оптимальной активности всего голосообразующего комплекса.
В процессе освоения ребенком как речи, так и пения слухомышечные связи складываются в основном подсознательно. «Даже большинство взрослых людей не отдают себе отчета ни в том, как они производят звуки, ни в том, каков механизм образования голоса у другого певца. Их мышечные чувства неопределенные, неясные, а слуховые ощущения —■ не-осознанные»2.
Основная задача учителя в развитии вокального слуха у детей — сделать эти чувства и ощущения осознанными.
Что же мы слышим при помощи вокального слуха?
Это прежде всего основные вокальные качества певческого голоса: интонацию, динамику, тембр, дикцию.