Поскольку первая задача в вокальной работе — это научить тянуть звук, петь легато, в первых упражнениях мы делали ставку на вокализацию чистых гласных, а для исправления каких-либо недостатков в звуке использовали различные слогосочетания. Вокализация на различных гласных (чаще всего У, О, А) использовалась и при впевании песенного материала, что было весьма целесообразно для выработ ки кантилены, формирования навыка удерживать гортань в стабильном положении при смене высоты тона с целью выравнивания тембрового звучания голоса.
6.3.3. Объяснительно-иллюстративный метод в сочетании с репродуктивным
Значительное место в нашей работе с детьми занимал метод вокальной иллюстрации или показа учителя и воспроизведения детьми на основе подражения наряду с методами воздействия на их сознание. Оба метода взаимодополняют друг друга. Мы использовали показ не только позитивный, но и негативный. Дети сами должны были выбрать нужный вариант. Иначе подражание будет слепое, а не осознанное. Показ проводили в сочетании со словом учителя.
С помощью детей обсуждали: как и почему следует исполнить так, а не иначе?
Таким образом, даже воспроизведение по подражанию должно быть осознанным детьми. Признавая неоспоримое значение в вокальной практике метода подражания, мы отвергаем те из них, которые сводятся к простым внешним повторениям.
В певческой практике следует различать подражание в вокально-технической и художественно-исполнительской работе с учащимися.
В вокально-технической работе этот метод неизбежен, хотя и в меру необходимости. Метод показа и подражания не повредит при наличии однородности голосов учителя и учеников, а в противном случае злоупотребление им недопустимо. На это имеются свои причины, связанные с регистровым звучанием голоса.
Метод показа и подражания сложился и широко использовался в вокальной педагогике XVI—XVII столетий, в эпоху обучения пению детей и кастратов. Ведущие педагоги того времени в большинстве случаев сами были кастратами. Благодаря большой однородности голосов учеников и учителей использование этого метода имело свое положительное значение. В наше время, когда педагоги, работающие с детьми, обладают голосами, по типу и характеру отличными от специфически детского звучания, использование метода показа и подражания не всегда приводит к желаемому результату. Типологически различные голоса не одинаково используют регистровые механизмы при звукообразовании. Педагог с низким голосом, т. е. использующий преимущественно грудной регистр, при злоупотреблении этим методом может отяжелить, перегрузить тембры детей, имеющих легкое и высокое звучание от природы. В этом случае учитель должен уметь показать по-разному: используя различные регистры своего голоса.
Особенно не следует увлекаться методом показа и подражания художественно-исполнительских моментов, способов выразительности. Целесообразнее воздействовать на эмоциональную сферу учеников, заставив их прочувствовать художественный образ, пережить его в результате восприятия и анализа музыки и текста. Поисковые ситуации и наводящие вопросы помогают учащимся находить соответствующие исполнительские приемы, проявлять инициативу — это путь к развитию мышления, проявлению самостоятельности и творчества детей.