Для начала работы требуется выбор такого оптимального режима, который был бы доступен для большинства поющих в данном коллективе и не являлся бы перегрузкой для голосов. Как мы выяснили, наиболее простой режим голосо-образования — фальцет в средней, ближе к высокой тесситуре. Такой режим голосообразования обычно доступен для большинства детей любого возраста.
Задача развития детского голоса при коллективном обучении пению усложняется тем, что кроме вокальных навыков необходимо заботиться и о хоровых, которые формируются параллельно с первыми и оказывают влияние друг на друга.
На начальном этапе работы первой хоровой задачей педагога является приведение хора к общему тону, т. е. выработка унисона. Для большинства детей это возможно на основе настройки их голосов на облегченное звучание, близкое к фальцетному типу, в средней, ближе к высокой тесситуре. Дети с исключительной грудной манерой фонации (чаще это мальчики) требуют особого внимания от учителя. Прежде, чем разрешить им принять участие в коллективном пе нии, с ними необходимо провести два-три занятия индивидуально по 5—10 мин с целью научить их пользоваться фаль-цетной манерой звукообразования по разработанной нами методике.
Дальнейшие этапы вокальной работы при коллективном обучении пению так же, как и в условиях индивидуального обучения, следуют по принципу: от чистых регистров к смешанным, которые идут по пути постепенного тембрального обогащения и овладения умением произвольно использовать различные регистры своего голоса.
Фальцетный тип голосообразования, необходимый для первого этапа работы с детскими голосами, в дальнейшем может быть использован как метод при разучивании произведений, так как замечено, что при пении фальцетом голос меньше утомляется, а звуковысотная интонация становится точнее по сравнению с любым другим, нефальцетным звукообразованием. Кроме того, такой тип звучания голоса может быть использован как средство художественной выразительности.
Постоянно петь чистым фальцетом до наступления мутационного возраста детям нецелесообразно, так как с эстетической точки зрения такой регистровый режим производит звук, бедный по тембру, и имеет ограниченный динамический диапазон, что предопределяет однообразие нюансировки при исполнении вокальных произведений; с физиологической точки зрения — искусственное выключение из работы внутренней мышечной системы, заложенной в толще самих голосовых складок, которая работает лишь при грудном или смешанном режиме фонации, будет тормозить естественное ее развитие.
Чисто грудной голос имеет свои недостатки: ограниченный звуковысотный диапазон. Выход за его пределы сопровождается перенапряженностью в звуке голоса, что недопустимо. Чтобы исполнить песню, написанную в современных традициях, одного грудного регистра недостаточно, неизбежно потребуется регистровая перестройка. Чтобы она была менее заметной, необходимо владение смешанными регистрами в различной степени приближения к крайним типам: в верхней тесситуре используется легкий микст, близкий к фальцетно-му, а в нижней — более плотный микст, ближе к грудному типу.