За последние десятилетия, со времени создания аппарата Фабра, различными учеными были опубликованы работы, посвященные изучению механизма звукообразования в процессе речи и пения с использованием данной методики. Среди известных нам исследователей можно назвать ряд авторов: Н. И. Жинкин, Ю. М. Отряшенков, Л. Н. Хромов, Л. Б. Дмитриев, В. Л. Чаплин, Р. К. Потапова; а также зарубежных: Ph. Fabr, 1957; О. Sabourod, F. Gremi, 1958; M. Duvelleroy, 1961; R. Husson, 1962; St. Hiki, J. Sugimoto, 1962; I. Koshikawa, 1962; G. Fant, 1964; Van Michol, 1968.
Перечисленные работы касаются изучения различных аспектов вышеуказанной проблемы, однако в связи с нашим исследованием регистрового строения голоса детей нас интересует пока один аспект: зависимость структуры глоттограм-мы от регистра звучания голоса певца.
Проанализировав все вышеуказанные работы, мы убедились в том, что мнения различных авторов по поводу чтения глоттограмм по интересующему нас вопросу не совсем совпадают, хотя между ними и есть что-то общее. По-видимому, наиболее четкими и наиболее справедливыми будут данные французского профессора М. Duvelloroy, который экспериментально, а также методом моделирования и математических расчетов доказал, что форма проекций кривых глоттограмм зависит только от регистра голоса: она почти прямоугольная при грудном голосе, при фальцете же ее форма напоминает синусоиду. Схематически это изображено на рис. 11 и 12.
Рис. 11. Грудное звучание.
Рис. 12. Фальцетнос звучание.
Однако получить такое идеальное звучание в грудном регистре, при котором структура глоттограммы имела бы приведенную на рис. 11 прямоугольную форму, практически почти невозможно не только у детей, но даже и у взрослых певцов, так как голосовые складки человека — это все-таки биологическая система, состоящая из эластических тканей, а не жестко закрепленных металлических язычков. Такую форму глоттограммы можно получить лишь теоретически и принять за эталон, с которым удобно сравнивать практически полученные глоттограммы и оценивать степень их приближения к подобной форме: чем более грудным будет звучание голоса, тем ближе к прямоугольной форме будет его глотто-грамма, а чем чище фальцет, тем ближе она будет к синусоиде.
Таким образом, нами был отработан способ чтения глотто-грамм, опосредованно отражающих форму колебаний голосовых складок певца.
Ранее проведенные исследования по глоттографии касались различных аспектов речепроизводства или процесса фонации лишь у взрослых дикторов или певцов.
Наиболее значительной работой является исследование голосообразования у взрослых певцов, проведенное В. Л. Чаплиным.
Для изучения вопроса о голосовых регистрах у детей данная методика так же, как и спектрография, используется впервые в нашей работе.
2.2.4. РЕНТГЕНОТОМОГРАФИЯ
Рентгенотомография относится к рентгенографическому методу послойных снимков, в результате которого на пленке получается изображение гортани в ее продольном сечении. Таким образом, на полученных снимках (томограммах) отображается состояние гортани, ее конфигурация в какой-то момент работы. Следовательно, использование этого метода позволяет нам объективно зарегистрировать характерные физические изменения некоторых параметров голосовых складок в процессе различных способов фонации у певцов.