Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.54

В голосе взрослых певцов эти характеристики не связаны такой однозначной зависимостью. Частота основного тона и сила голоса дифференцированы, поскольку они несут различную информацию. При повышении основного тона интенсивность его может и не возрастать так же, как и в каких-то пределах звуковысотного диапазона может не меняться тембр, т. е. колебательный режим голосовых складок. Это можно объяснить тем, что у взрослых процесс фонации имеет корковое управление, а у новорожденных — подкорковое. Однако уже на втором месяце жизни ребенка появляются первые признаки подключения коры к управлению его голосовыми проявлениями (Р. В. Тонкова-Ямпольская, 1974).

Из акустического анализа криков новорожденных видно, что спектр звука голоса, имеющий специфическую формантную структуру и интонационные характеристики, располагает необходимым материалом для построения различных фонем. Человек рождается с голосовым аппаратом, вполне подготовленным к произношению звуков речи, только этому еще надо учиться. В процессе этой учебы и происходит постепен ное подключение коркового управления деятельностью голосового аппарата.

В общем крике новорожденных детей можно выделить гласноподобные звуки [а ], [э] или дифтонг [эа], которые не требуют специальной артикуляции, а возникают при простом открытии рта. Данный факт предопределяет все дальнейшее развитие артикуляции.

Не случайно гласная «а» присутствует во всех языках, и с нее начинается большинство алфавитов. Гласная «а» непременно входит в состав первых словообразований детей всех национальностей.

Очевидно, что в процессе становления речи ребенок легче всего будет овладевать фонемой «а», хотя она может приобретать самые различные языковые и индивидуальные оттенки. Этот вывод имеет большое методическое значение и в пении.

4.1.2. Голос детей первого и второго месяца жизни

По своему формантному составу гласноподобные звуки детей первого месяца жизни существенно не отличаются от таковых в криках новорожденных. По данным Евы Седлач-ковой (1964), информативность фонемы идет, главным образом, за счет перераспределения энергии в спектре: типично усиление второй форманты, что характерно для гласной «а» в голосе взрослых, хотя по своему частотному расположению она сдвинута в сторону более высоких частот по сравнению со спектром последних.

Результаты наших экспериментов относительно информативности гласных при фальцетном звукообразовании у детей (методом анализа через синтез по спектрограммам) подтвердили существование фонетической информативности за счет перераспределения энергии спектральных составляющих и выявили типичную картину для гласноподобного [а ], где Л