Ритм стр.78

В нас будет жить музыка, не будет больше различия между ее природой и нашей, души и музыкальные произведения будут находиться в теснейшем родстве. Наше тело, подчиненное нам как машина, будет вполне отвечать своему эстетическому назначению; между нашими органическими движениями и многоподвижными формами звуков будет существо вать сотрудничество в высшем смысле этого слова. «Воздушные замки, фантасмагории», — воскликнет музыкально необразованный профан, не испытавший всего этого на себе, как мы.

Что мы ответим на это? — Что мы не преувеличиваем, а говорим правду. Мы не критикуем — мы создаем, мы не стонем, не плачем, наша мысль — не мечта. Два существа живут в каждом из нас: одно само себя не сознает, но, слепо следуя своим влечениям, в них обнаруживает свою самобытность; другое обладает сознанием и мыслью и проявляет себя в сознательном мышлении и представлении. В несознательном существе в результате воспитания и культа пробуждается инстинктивное сознание. Красота раскрывается только через духовное совершенствование сознательного бытия. Цель воспитания — создать действительную гармонию и согласие между бессознательным и сознательным, сделать из них одно существо.

Бессознательное — источник, из которого струятся живительные силы. Но его нужно воспитать, внести в него порядок, а это может сделать только сознательное Я. Различные впечатления очищают и облагораживают наши влечеиия и делают нас лучше. Этот прогресс передается по наследству точно также, как и вся наша культура. Воспитание для ритма и через ритм преследует ту же цель: довести наши нервные центры до гармонического развития, до процветания, а дети наши передадут свои облагороженные инстинкты потомству.

Музыка может быть передана не только звуками и гармонией, но и движениями и ритмом, и только исходя из ощущения ритма как первоосновы, можно прийти к пониманию тесных отношений между звуками и движениями. Многообразные узоры полифонии отразятся в разнообразии сочетаний одновременных телодвижений.

Звуки вызовут сознательные движения, а запечатлевшиеся в уме картины движений помогут воссоздать ясные образы первоначальных музыкальных картин, вызвавших их к жизни. Сознательное Я укрепит и преобразует ощущения, переданные нам композитором. Благородство и чистота нашей бессознательной нравственности упрочат те же качества во всех наших чувствах. Вся наша жизнь станет произведением искусства, простым, несмотря на все свое многообразие.

Цель искусства заключается не только в создании художественных произведений, но и в сближении их с душой человека, в художественном преобразовании всей жизни. Существование камня и палки еще не может быть названо жизнью. Жить — значит превращать все впечатления внешнего мира в представления и поступки, подымать их на уровень по нятий и законов. Наше призвание — быть не полюсом, к которому направляются все явления, а действующим лицом, которое участвует своими нервами и умом в биении целого. Тогда звук станет воплощением ритма, а ритм — воплощением звука. Но для того, чтобы люди поняли это, мы должны объяснить им эти взаимосвязи и поэтому сначала остановиться на исследовании сущности ритма, того ритма, которым будет обладать наше тело, когда наши мускулы передадут нашему сокровенному Я ощущения во времени и в пространстве.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒