Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.43

Приведем таблицу звукового объема нотации и реального звучания штабшпилей, употребляемых чаще всего:

Для того чтобы превратить штабшпили в «транспонирующие инструменты», скажем, До-мажорный строй—в Ре-мажор-ный, следует самую низкую (длинную) пластинку «до» заменить самой низкой—«ре» и отсюда построить Ре-мажорную гамму. В пятиступенном звукоряде без IV и VII ступеней соответствующие пластинки, разумеется, вынимаются; пробелы, однако, остаются незаполненными, так как они наглядно указывают на скачок — на малую терцию. В До-мажорном строе удаляются пластинки «фа» и «си», в Ре-мажорном — «соль» и «до-диез». Пробелы в том и в другом строе останутся на том же месте; ведь пластинку первой ступени (в данном случае «ре») мы подвинули на первое место. Таким образом, для играющего ничего не меняется; он играет так же, как и в До мажоре, но звучание транспонировано в Ре мажор.

Такая транспонировка всего звукоряда может быть проведена всюду и прежде всего там, где До-мажорная запись подводит к нижней границе диапазона детского голоса и где транспонирование вверх оказывается поэтому необходимым. Хотя песни из «Шульверка» Орфа могут быть спеты в их абсолютной нотной записи, все же надо иметь в виду возможность транспонировки вверх в тех случаях, когда из-за основной настройки инструмента нотация, если ее рассматривать как абсолютную, влечет за собой обращение к низкому регистру детского голоса. Поэтому нотацию (До-мажорную) всегда надо рассматривать как относительную.

ТЕХНИКА ИГРЫ НА ШТАБШПИЛЯХ

Инструмент следует расположить на соответствующей подставке так, чтобы игровая поверхность находилась приблизительно на высоте колен ребенка, сидящего перед инструментом. Более низкие пластинки расположены слева, как клавиши на фортепиано.

Если играют стоя, инструмент следует поднять — приблизительно на высоту середины корпуса.

Для элементарного музицирования детей лучше всего, как подтверждает опыт, держать палочки так, чтобы тыльная часть кисти находилась сверху (нельзя, однако, возражать и против других приемов, если они приводят к удовлетворительным с точки зрения звука и ритма результатам). При этом ручку следует крепко держать большим, указательным и средним пальцами, и она должна лежать приблизительно между первой и средней фалангами указательного и среднего пальцев. Нельзя ни держать ее кончиками пальцев, ни обхватывать всей рукой, ни тем более — зажимать в кулак:

Четвертый и пятый пальцы не следует оттопыривать: они должны свободно лежать на кончике ручки. Начинающие кладут иногда сверху на ручку указательный палец (стремясь к меткости). Эта ошибка приводит к скованности руки и к удару, лишенному эластичности; а это отражается на звучании пластинки: оно становится приглушенным. Поэтому такую ошибку обязательно необходимо предотвращать или тут же исправлять. При правильной постановке палочки, в соответствии с естественным положением рук, должны быть перед ударом направлены внутрь:

Сам удар должен быть коротким и упругим, ибо, как отмечалось, если головка палочки останется на пластинке.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒