Модуляционные эффекты базируются на этом же принципе. Вместо механической модуляции, как в акустической системе с вращающимся громкоговорителем, в них используется регулярно повторяющееся изменение определенного параметра эффекта, например частоты отсечки фильтра. В качестве источника модулирующего сигнала в подавляющем большинстве случаев используется простой низкочастотный (НЧ) генератор (LFO — low-frequency oscillator). Достаточно часто это генератор синусоидального сигнала, который, поскольку он описывает характер вращательного движения, идеально подходит для создания звука, копирующего звук акустической системы Leslie с вращающимся громкоговорителем. (В сущности, вращающий механизм, используемый в этой конструкции, можно с полным основанием рассматривать как генератор механических синусоидальных колебаний!) Выбирая модулирующие сигналы разных форм, можно получить разнообразные эффекты звучания. Например, треугольная волна используется обычно для создания эффекта пространственной модуляции, потому что уровень модулирующего сигнала равномерно изменяется между двумя значениями (дополнительная информация о периодических сигналах различной формы и их использовании в технологиях синтеза и модуляции звука приведена в главе 9). Использование модулирующего сигнала для периодического изменения настроек — это по большому счету то же самое, что периодическое вращение ручки регулятора влево-вправо; разница только в том, что в первом случае модуляция осуществляется автоматически.
НЧ-модуляция
Поскольку частота сигнала, создаваемого НЧ-генератором (LFO), выбирается более низкой, чем частота модулируемого сигнала, это позволяет создать медленное “качание” звука, когда его подъемы и спады отчетливо различимы на слух. Например, если использовать синусоидальный сигнал частотой 1 Гц в качестве модулирующего сигнала для “качания” частоты отсечки фильтра, то частота отсечки будет периодически плавно возрастать и понижаться в пределах своего диапазона “качания”, один раз за секунду, создавая эффект вау-вау-вау с частотой 60 биений в минут}’. Модуляция сигналом частотой 1 Гц дает такой же эффект, как вращение ручки регулятора вправо-влево, повторяющееся каждую секунду.
НЧ-генераторы используются во множестве модуляционных эффектов, от простых тремоло и вау-фильтров, до сложных “автофильтров”, куда более похожих на синтезаторы, чем на фильтры; дополнительная информация, касающаяся использования методов фильтрации в технологиях синтеза звука, приведена в главе 9.
Стандартные применения модуляции
Простые НЧ-генератфры дают возможность реализовать массу эффектов, поэтому они, как правило, встроены в процессоры модуляционных эффектов. НЧ-генераторы можно использовать для модуляционной обработки любого сигнала в системах обработки звука модульной структуры, например Reason, Reaktor и Max/MSP. Эффекты, в основе которых лежит этот метод модуляции, широко используются в старых клавишных инструментах, гитарных эффектах и органах. Использование этой технологии для обработки других источников сигналов также часто позволяет создавать интересные эффекты. Наиболее важными установочными параметрами модуляционных эффектов являются следующие (они более подробно рассматриваются в главе 9 применительно к конкретным задачам инструментальной обработки и синтеза).