Коррекция высоты тона
Процессоры, осуществляющие быстрое преобразование Фурье в режиме реального времени, сделали возможным появление корректоров типа AutoTune компании Antares (рис. 7.40), способных перенести монофонический (одноголосный) аудиосигнал из одной тональности в другую с целью тонкой коррекции вокального исполнения или реализации спецэффектов. Подключаемые модули корректоров высоты тона способны только корректировать интонацию; они не могут превратить безголосого певца в “соловья”. Они идеально справляются с незначительными коррекциями высоты тона отдельных нот в отдельных местах, позволяя спасти практически идеальную, за исключением нескольких незначительных дефектов интонации, звукозапись. Подключаемые модули такого типа обычно помогают быстрее и легче справиться с работой, избавляя от утомительной коррекции вручную — выбора отдельных нот и настройки высоты тона. Вот почему корректоры высоты тона стали появляться в ПО даже потребительского уровня, например в GarageBand компании Apple (хотя они заметно уступают по характеристикам и функциональным возможностям профессиональным инструментам типа AutoTune).
Более дорогие подключаемые модули коррекции тона, используемые профессионалами, обладают широчайшими возможностями настройки и регулирования, но самыми важными являются два базовых параметра: tuning table (таблица строя) и response или timing (реакция или временная синхронизация). Таблица строя — это звукоряд или лад, в котором должен звучать обработанный звук; это может быть “до минор”, “ми” фригийского лада, лад
Рис. 7.40. Получивший повсеместное распространение подключаемый модуль коррекции высоты тона AutoTune компании Antares Technology (www. antarestech. com), оснащенный множеством расширенных настроек для создания пользовательских режимов обработки и оптимальными вариантами автоматических настроек для тех, кто предпочитает стандартные режимы обработки, пригодные для самых разнообразных музыкальных стилей волынки, индийской раги или вариант, созданный самим пользователем, в зависимости от того, какие возможности настройки заложены в используемом инструменте коррекции высоты тона. Конечно, наиболее распространенный вариант настройки — просто задать тональность и лад мелодии и с помощью инструмента коррекции высоты тона автоматически скорректировать ноты в вокальной или инструментальной партии для получения правильной интонации. Но, если “не жалеть” настроек, можно получить и спецэффекты.
Настройки синхронизации определяют скорость, с которой осуществляется коррекция ноты в правильную тональность. Если задать слишком короткое время реакции подключаемого модуля, звук на выходе будет “хлюпать” вверх-вниз, подстраиваясь на ноту неестественным образом; если, наоборот, слишком увеличить время реакции, то процесс изменения корректором высоты тона станет заметным на слух. Для сохранения естественности звучания здесь очень важно найти “золотую середину”, хотя, опять-таки, звукорежиссеры экспериментируют, преднамеренно задавая предельные настройки для получения спецэффектов.