Ритм стр.42

Когда все, что касается ритма и техники, перейдет в категорию автоматического — все внимание освободится для передачи облеченного в ритм и звуки чувства33. Здесь мы наталкиваемся на предел возможностей непроизвольных действий. Есть нечто, не поддающееся учету, требующее участия духа, свободного чувства.

Если композитор посредством ритма и звуков воплотил некие чувства и мысли, то художник-исполнитель должен дать им жизнь, внося в них душу и изображая непроизвольно все, что относится к ритмическому и звуковому построению.

Четвертая лекция

Наше тело со всеми его сложными органами дано нам для выражения таящихся в нас сил, а значит, — для движения. Движение — сущность жизни. Бездействие, неподвижность свидетельствуют об атрофии органов, об общем упадке жизненных сил. Всякая машина нуждается в движении и, если стоит без употребления, — ржавеет и портится. То же, но еще в гораздо большей степени, относится к тонко организованному человеческому телу.

Движения порождают в нас одновременно и чисто физические, и моральные ощущения: ощущение присущей нашему телу жизненной силы и сознание того, что эта сила подчинена нашей воле.

Из этого мы делаем два вывода:

1.    Нужно развивать физические силы ребенка посредством физических упражнений, совершенствовать их при помощи ритмической гимнастики.

2.    Характер занятий должен находиться в соответствии с настроениями и потребностями детского возраста. Чтобы найти правильный путь, педагог должен руководствоваться особенностями душевного мира ребенка.

Мы не знаем более могущественного и более благотворного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости. Жизнерадостность, веселье, хорошее самочувствие, сознание своих сил — все, что связано с подъемом душевного настроения, прекрасно влияет на мозговые центры и вызывает чрезвычайно живое и приятное раздражение всей нервной и мышечной системы. Во всех органах и членах ощущается приятное возбуждение и живая потребность в Движении. Раздражение передается мышцам диафрагмы, учащается дыхание, сильнее бьется сердце, выражение лица становится более оживленным, глаза приобретают больше блеска, хочется смеяться и быстро Двигать всеми членами тела.

Мы уже говорили в предыдущей лекции о том, как сильно отражаются на проявлениях воли такого рода аффекты, как гнев, ярость, злоба, ужас. Подобные аффекты всегда сопровождаются чрезмерным раздражением нервной системы, поэтому их влияние вредно. Вообще все слишком сильные душевные волнения так же разрушающе действуют на организм, как и чрезмерное физическое напряжение.

Из всех чувств лучше всего влияет на развитие способностей ребенка радость, он наиболее охотно отдается этому чувству и душа его открыта для воспитательного воздействия. Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены.

Душа ребенка необыкновенно впечатлительна, его воображение неисчерпаемо. Все, что ребенок видит и слышит вокруг себя, он перерабатывает по-своему, создавая собственный мир идей, в котором действительность и фантазия сливаются в одно неразрывное целое, и в этом мире он чувствует себя прекрасно. Если вы попытаетесь разрушить создания его фантазии, вы его глубоко огорчите. Но ребенок не ограничивается одними лишь мечтами — он стремится к деятельности, к практическому осуществлению своих идей. Он вступает в общение с неодушевленными предметами, наделяет их живою личностью, словом — он играет.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒