Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.59

ПЕРЕХОД ОТ ПЯТИСТУПЕННОГО К ШЕСТИИ СЕМИСТУПЕННОМУ МАЖОРНОМУ ЗВУКОРЯДУ

На учительских курсах и в дискуссиях постоянно подымается вопрос: сколько времени следует музицировать в пределах пятиступенного звукоряда? Наш ответ гласит: по меньшей мере в течение одного школьного года (если считать, что два часа или хотя бы один час в неделю предоставлены для музыкальных занятий), но лучше еще дольше. Здесь, как в сущности всюду в сфере воспитания, нетерпение учителя — самое большое зло. Торопливость приводит к поверхностному изучению пятиступенного звукоряда и свидетельствует о недооценке его значения и его музыкальных возможностей.

Мы уже обосновывали свою точку зрения: только благодаря тому, что музицирование ограничивается пятиступенным звукорядом, создается предпосылка для подлинной творческой работы и вместе с тем для последующего введения семиступенного звукоряда, который будет восприниматься теперь без традиционных условностей. Прежде всего следует освободиться от представления, будто мажорная мелодика связана только с определенными гармоническими кадансирующими оборотами. Основу элементарной мажорной мелодики (она близка оборотам ионийского лада) образует пятиступенный звукоряд, с которым ученики уже хорошо знакомы. Здесь надо, однако, заметить, что тот пятиступенный звукоряд, который занимает в I томе «Шульверка» преобладающее место, развился из детской «мелодии зова», бытующей в условиях Центральной Европы.

В других музыкальных культурах могут сказываться другие условия, и поэтому одна форма пентатоники не может рассматриваться как обязательная для всех (как и речевые и диалектные тексты, использованные в немецком издании). Таким образом, в варианты «Шульверка», изданные на иностранных языках, включаются и другие пентатонические лады, заимствованные или соответствующие народной музыке и детскому фольклору той или иной культуры. Конечно, и в условиях нашей культуры «минорно-пентатонические» мелодические обороты и звуковые формы, встречающиеся в старинных песнях и в упоминавшихся уже примерах из «Шульверка» (как, скажем, в песне «Солнце»), могут быть использованы более широко, и не только в рамках мелодий, возникающих из «попевки зова».

Однако в любом случае пятиступенный бесполутоновый звукоряд, в каких бы ладовых вариантах он ни появлялся, образует наилучшую основу для первых импровизационных упражнений, особенно там, где привычный мажоро-минор занимает преобладающее положение и где в силу этого групповая импровизация невозможна (во всяком случае вначале:

об импровизации в рамках элементарных каденций будет еще кое-что сказано в дальнейшем).

Дополнительные звуки на IV и VII ступенях, заполняя малые терции V — III и VIII — VI, расширяют пятиступенный звукоряд до шести- и семиступенного. Мы умышленно подчеркиваем ступеневый характер звуков, так как его следует в данном случае познать раньше, чем любую гармоническую функцию. В соответствии с этим и здесь бурдон образует основу для сопровождения. Из «блуждающего бурдона» выделяются II, а затем и VI ступени; в чередовании с I ступенью они приобретают самостоятельное значение.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒