Голоса мальчиков нужны были не только в церковных детских хорах. С развитием светского многоголосного пения в мужские профессиональные хоры также вводились маль чишечьи голоса (альты и дисканты), так как женские голоса в те времена в смешанном хоре не использовались.
В XVII в. в Россию проникает с Запада так называемый стиль «концертного пения». Исполнение вокальных произведений требовало большой подвижности голосов и обширного диапазона, доходившего вверху до До3. Таким образом, дети вынуждены были принимать участие в исполнении сложных взрослых хоровых сочинений как духовного, так и светского содержания. Для этого набирались лучшие мужские и мальчишечий голоса по всей России, главным образом, из числа крепостных.
В начале XVII в. возникла Киево-Могилянская академия, которая содействовала появлению учебных заведений, где готовили учителей музыки.
Из литературы XVII в. известно о выдающемся просветителе Симеоне Полоцком, воспитаннике академии, который создал свою систему обучения. Он уделял большое внимание эстетическому воспитанию. Из академии вышел и замечательный музыкант и педагог Н. Дилецкий. Он первый ввел нотную систему обучения, которая приближается к современной. Н. Дилецкий впервые на русском языке изложил правила певческого обучения детей. Он требовал понимания содержания песни, выразительного ее исполнения; рекомендовал учителям исходить не из силы голоса, а находить меру его, заинтересовывать детей, обращаясь к их сознанию.
Весьма прогрессивным для того времени было понимание тесной взаимосвязи развития речевой и певческой функций голосового аппарата человека. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что уже в первом учебнике по правилам чтения «Псалтыря» сформулированы по сути дела основы певческого обучения, хотя речь там идет о грамоте. Обязательным условием при чтении была распевность. Она воспитывалась с детских лет и ‘была национальной особенностью речи. В учебнике по чтению говорится о высоком и звонком детском звучании, среднем по силе голосе, о ровности звука и плавности дыхания. Все это переносилось и на пение. Таким образом, обучение грамоте, т. е. чтению, содействовало воспитанию определенных певческих навыков.
Для русского национального исполнительного стиля характерно хоровое пение ‘без сопровождения. Это очень важный момент в музыкальном развитии русского народа: как доказано современными исследованиями, пение без музыкального сопровождения обеспечивает наилучшие условия для развития тонкого музыкального слуха, а следовательно, и голоса.
Во 2-й половине XVII в. появляются «канты», в которых отражается влияние народной песни. Возникает полудуховная-полусветская музыка. Складывается специально детский репертуар, отразивший влияние народной музыки. Среди них до нас дошли: «Ай, на горе дуб», «А мы просо сеяли», «Ай, во поле липенька», «Посеяли девки лен» и др.
Новым этапом в развитии детского пения явилось открытие в 1870 г. в Глухове Черниговской области специальной детской певческой школы, куда собирали лучшие голоса мальчиков со всей Украины.