Развитие детского голоса в процессе обучения пению стр.136

Ребенку нравится игра, и он улыбается. Учитель просит его изобразить, как пищит котеночек. Если у ребенка сразу не получается высокий тон, то учитель обращает внимание ученика на то, что котеночек-то был очень маленький, поэтому и голосок у него должен быть очень тоненький.

Почти во всех случаях, с которыми нам приходилось иметь дело, дети после второй или третьей попытки очень точно начинают подражать писку котенка.

Игра продолжается. Дальше учитель рассказывает о том, как котенок однажды научился петь и, подражая голосу его, начинают подражать писку котенка.

При этом котенок сам немало удивился, что научился петь. Эмоция удивления, которую пытается передать ученик, активизирует мягкое нёбо и всю голосообразующую систему, вызывая интерес к развивающейся игре.

Если попевка получилась сразу, то ее следует тут же повторить от других звуков на полутон выше или ниже.

Можно придумать много других игр. Например, на подражание звуку паровоза большого и маленького, меняя тесситуру и силу голоса, или — зову кукушки и т. п.

Эмоциональному настрою перед пением и во время пения, особенно в работе с маленькими детьми, мы придаем особо важное значение. На занятиях стараемся вызвать у ребят радостное настроение, что способствует установлению хорошего контакта между учеником и учителем. У первого обостряется эмоциональная отзывчивость и слуховая восприимчивость, возникает доверчивое желание выполнить любое задание учителя.

Все приведенные выше упражнения относятся к настроечным на облегченное звукообразование в фальцетном (или близком к фальцетному) режиме.

Далее следуют вокально-тренировочные упражнения, имеющие цель распространения фальцетного звучания голоса на другие тоны звуковысотного диапазона вверх и вниз. Главная забота учителя была направлена на перенесение полученного настроя гортани на низкие звуки за счет сознательного облегчения их.

При этом принципиально важен для мелодики упражнений нисходящий звукоряд. Например, упражнения 5 и 6.

УПРАЖНЕНИЕ 5

УПРАЖНЕНИЕ 6

В качестве вокально-тренировочных упражнений мы старались выбирать попевки, основанные на материале народных песен, выстраивая их в определенную последовательность по принципу расширения количества звуков, входящих в попевку. Диапазон попевок увеличивался постепенно: от одного звука до двух, трех и т. д. Поступенные звукоряды сменялись мелодическими рисунками со скачками на терцию, затем кварту и квинту с последующим заполнением их нисходящим звукорядом (см. приложение 3).

Принципиально важно при исполнении восходящих интервалов научить детей сознательно облегчать нижний тон за счет динамики и атаки звука, как бы едва до него «дотронуться».

Если удалось настроить детей на фальцетное звучание, то они начинают свободно петь, используя такой способ звукообразования, обычно в диапазоне Сольм — Си — бемоль2 и более.

Настраивая голоса детей на правильное звукообразование в грудном режиме, мы выбираем иные условия:

—    тесситура — низкая и средняя, близкая к низкой (Соль1 — Сольм);

—динамика — mf — f;

⇐ вернуться назад | | далее ⇒