Как научить играть на гитаре стр.47

Если вам неведома фаза отдыха [релаксация), вы теряете половину музыки. Следовательно, необходим баланс противоположностей —

учиться, как и когда расслабляться, так же как и учиться, как и когда играть»1.

На роль подобных упражнений указывал известный немецкий педагог-пианист К. Мартинсен: «Упражнения на расслабление занимают в каждом современном методе ведущее положение. И даже большой мастер-исполнитель все время мысленно возвращается к саморасслаблению, если он не хочет прийти к перенапряжению и зажатости, несущим смертельную опасность для всякого живого искусства»2.

В общем смысле релаксация означает свободу от скованности, напряжения, дискомфорта. Когда мы следим за выступлением крупных мастеров, то отмечаем, что их искусство выражается в спонтанном проявлении энергии и вдохновения, воспринимаем это как следствие раскованности сознания и организма, ибо внешне хорошее исполнение выглядит так, как будто бы происходит безо всяких усилий. В этом есть доля правды: для достижения качественного результата гитаристу необходимо строить свою технику на основе различных приемов расслабления, как психического, так и физического. Ли Рай-ан говорил: «Одна из главных причин, почему большие мастера гитары могут играть легко, состоит в том, что они достигли окончательного баланса противоположностей в своей жизни и своей игре. Все, что артист делает своим разумом и телом, должно быть сбалансировано, — все крайности должны быть избегнуты». И вместе с тем он предостерегает: «Распространенная идея, что игра должна быть полностью расслабленной, совершенно несостоятельна. И посадка, и игра требуют определенного напряжения. Слишком большое расслабление может привести к неверной посадке и неточным движениям. Один преподаватель фортепиано иллюстрировал эту мысль так: сначала он садился инструмент и объяснял, что он намерен расслабиться. Затем он начинп \ медленно сползать на пол! Из этого примера ясно, что полное расслабление не есть рецепт мастерской игры. Напряжение и расслабление должны быть сбалансированными и находиться в правильном соотношении в нужное время и в нужном месте»3.

Есть два вида напряжения — сознательное и бессознательное. Бессознательные формы в основном совершаются без волевых усилий, а потому с большим трудом поддаются контролю в виде простых

«команд» расслабиться. Бессознательное напряжение происходит либо по причине излишней эмоциональности (например, во время выступления), то есть по причине чисто психической, либо из-за излишней мышечной деятельности, то есть по причине физиологической.

В последнем случае бессознательное напряжение проявляется в простых, зримых формах — неестественной посадке и движениях. О наличии такого напряжения красноречиво свидетельствуют подъем правого плеча, крыловидное отведение левого плеча; в правой руке — плоская ладонь, «косые» пальцы, подпрыгивание кисти, скрючивание или вытягивание мизинца; в левой — излишнее давление большого пальца, чрезмерная закругленность запястья, порывистые, судорожные движения. Следствием бессознательного напряжения являются и такие «экстравагантные» формы поведения музыканта, как гримасы, стиснутые зубы, чрезмерный наклон корпуса, отстукивание ногой ритма.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒