Цифровой звук. Реальный мир стр.189

Скольжение высоты тона (pitch-bend). Саксофонисты легко исполняют короткие портаменто, плавно “перескальзывая” с одной ноты на другую вверх-вниз, расслабляя рот во время игры. Такая техника характерна больше для джаза, чем для классической манеры игры. Для того чтобы реализовать эффект портаменто вверх в игре на MIDI-инструменте, поверните колесо частотной модуляции чуть вниз от нейтральной позиции (или чуть влево, в зависимости от конструкции регулятора частотной модуляции), сыграйте ноту и отпустите колесо. Оно возвратится в нейтральное положение самостоятельно за счет пружины возврата. Чтобы сделать портаменто короче, одновременно отпустите колесо-регулятор в момент удара по клавише. Тренируйтесь и слушайте звукозаписи исполнений саксофонистов, и вы сумеете добиться реалистичности этого звука. Для исполнения портаменто вниз используется тот же прием, но наоборот: сыграйте ноту, затем “соскользните” вниз по тону, повернув колесо частотной модуляции перед самым отпусканием клавиши. (Чтобы звук ноты в фазе отпускания (release phase) снова не “скользнул” вверх, не отпускайте колесо частотной модуляции до тех пор, пока звук не затихнет полностью).

■ Диапазон (range). Для достижения реалистичности звучания определяющее значение имеет диапазон виртуального инструмента — он должен быть таким же, как у реального инструмента. Виртуальный саксофон alto sax звучит более естественно, если играет в диапазоне двух октав — от “фа” большой октавы до “фа” второй октавы (F2-F4).

Этот совет относится не только к акустическим инструментам — он носит общий характер. Создавая фантастический звук или аналог естественного звука, не упускайте из виду моменты, благодаря которым он становится музыкальным. В сущности, вы создаете новый инструмент, поэтому, если он имитирует реальный инструмент, звучать он должен более музыкально.

Программы звука и группы программ звука

Инструмент, получив сообщение об изменении программы, перестраивается в новый режим, выбрав среди программ звука, хранящихся в оперативной памяти, необходимую программу. (Напоминаем, что некоторые очень хорошие программные синтезаторы, примером может служить синтезатор из Propellerhead Reason, не реагируют на сообщения об изменении программы.) MIDI-сообщениям типа change message, как и любым другим, присваиваются номера в диапазоне от 0 до 127. В большинстве клавиатур команды изменения программы могут передаваться непосредственно с панели управления, что удобно для концертных выступлений. Их можно также хранить в дорожке секвенсера, гарантируя тем самым, что инструмент, проигрывая конкретную дорожку, при каждом воепроизведении будет генерировать надлежащий звук. MIDI-сообщения program change часто вставляют в начале каждой MIDI-дорожки, как раз исходя из этих соображений.

И все же MIDI-сообщения program change — это всего лишь числа, не имеющие какого-то особого смысла. В одном синтезаторе программа под номером 12 может соответствовать звуку флейты, в то время как в другом синтезаторе программа под номером

12 может означать искаженный звук электрогитары. В результате, создав в MIDI-секвенсере дорожку и добавив в нее MIDI-сообщение типа program change, вы, по-видимому, попадете в затруднительное положение, если позже захотите воспроизвести эту дорожку на другом MIDI-инструменте. Почти наверняка звучание этой дорожки на новом инструменте будет неправильным.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒