Все заметили, что слова «тоника» и «тональность» одного корня. Надеемся, никто не забыл, что словом тоника мы назвали первую ступень гаммы, а остальные у нас фигурировали безымянными. Первая — значит, главенствующая, задающая тон всем остальным, обозначается буквой Т. Пятая —. в некотором роде ее заместитель, но ограниченный в правах — называется доминантой, то есть господствующей (слова — «доминировать», «доминирующий» также однокоренные). Для краткости обозначается буквой О. Очень многие мелодии начинаются с доминанты или имеют полуостановку на ней, дающую как бы запятую, если бы это была словесная фраза. Четвертая — называется субдоминантой (8). Смысл частицы суб вам известен, хотя бы из слова «субтропики». А помещенная вниз от тоники 8 дает центральное положение ее между двух доминант. Симметрия!
Из геометрии вам известен термин «медиана» и понятен его смысл. А в названиях ступеней ладотональностей имя медианты присвоили III и VI ступеням. И понятно почему: III — аккуратно, симметрично занимает место между тоникой и доминантой сверху тоники, а VI — снизу тоники, между ею и субдоминантой. Чтобы не было путаницы в названиях VI дополнительно назвали — нижняя медианта или субмеди-а н т а.
Остались неназванными II и VII ступени. Они не получили красивых имен иностранного происхождения; их назвали прозаическими терминами: нисходящий и восходящий вводные тоны, поскольку они ведут и прилегают к тонике. Тоже симметрия, куда не повернись — всюду она!
Все эти семь ступеней неодинаковы по своему звуковому значению. Об устойчивости тоники и полуустойчивости доминанты мы уже говорили. Характер полуустойчивости имеет и III ступень — медианта. Все вместе они образуют мажорное трезвучие, поэтому и лад назван мажорным. Итак, I, III и V ступени называются устоями лада, а I, IV и V — главными. Нередко среди учащихся наблюдается путаница понятий: главными называют устои лада. Вспомните историко-теоретическое обоснование нашей ладовой системы, а еще лучше обратитесь к повседневной бытовой практике. Разве не встречались вам любители, у которых музыка является, как теперь говорят, хобби? Многие из них, не зная ни единой ноты и, как говорят, «без понятия» в. музыкально-теоретических тонкостях, вдохновенно и правильно подбирают аккомпанемент, построенный на трех аккордах главных ступеней лада: I, IV и V. Действительно, многие несложные мелодии, например детские песенки или танцы, ограничиваются таким аккомпанементом.
Все остальные ступени называются побочными.
Итак, мы достаточно поговорили о мажорных гаммах, пора переходить к минорным. О них вы получили сведения еще в младших классах школы. Вы научились, взявши VI ступень мажорной гаммы, находить тонику минорной, имеющей такой же звуковой состав, но с другим соотношением образующих его тонов. Такие гаммы назвали параллельными.
Что мажорное трезвучие существует в природе музыкального звука, уже неоднократно сказано и доказано, а вот о минорном можно еще долго спорить. Выше мы высказали предположение об объективных предпосылках его акустического происхождения. Возможно, в историческом процессе становления нашей мажоро-минорной системы лежат какие-то скрытые, еще не изученные до конца человеком закономерности; их только предстоит открыть и объяснить. Не претендуя на роль первооткрывателей, мы считаем, что помимо естественных акустических предпосылок минора существует другое не менее важное явление, свидетельствующее об уникальном параллелизме ля минора до мажору. Речь пойдет о любопытном примере, который можно использовать как удобное вспомогательное средство для усвоения и запоминания количества знаков во всех гаммах.