Хотя с точки зрения возможностей редактирования сэмплов программа GURU компании Expansion — инструмент в стиле ритм-машины, ио своим функциональным возможностям она несколько уступает барабанным сэмплерам; тем не менее в ней вы можете
Рис. 13.17. Барабанный сэмплер отлично подходит для воспроизведения не одних только сэмплов ударных инструментов, но также других видов сэмплов. В программе Battery компании Native Instruments вы можете загружать аудиоклипы в группы (bank) и окошки (slot), чтобы запускать их MIDI-командами (слева). Хотя, в отличие от Ableton Live, в Battery запуск воспроизведения сэмпла не привязывается к такту или доле такта аранжировки, окошки (slot) в этой программе являются элементами, “чувствительными” к такому параметру, как velocity, и для них предусмотрен широкий набор настроек модуляции. Программа Battery оснащена разнообразными инструментами управления модуляцией (справа), расширяющими возможности оперативного управления клипами по ходу их воспроизведения группировать наборы “порций” цифрового звука, компонуя из них сцены для последующего запуска. Наличие в составе этой программы, как и в составе приложения Ableton Live, MIDI-образцов дает возможность также “набирать” из них различные ритмические трафареты и запускать их воспроизведение.
Как выбрать необходимый инструмент? Барабанные сэмплеры, если их использовать в качестве основного инструмента, а не просто для создания аккомпанемента, звуковых эффектов или статических реплик, позволяют усилить выразительность исполнения. С другой стороны, барабанные сэмплеры лишены функциональных возможностей аранжировки и синхронизированного запуска с привязкой к доле такта, которыми обладает такая программа, как Ableton Live. К счастью, необходимости идти на вынужденный компромисс нет: можно загрузить в приложение Ableton Live подключаемый модуль барабанного сэмплера, например Battery компании Native Instruments. Этот вариант обеспечивает возможность синхронного, с привязкой к доле бита, запуска циклически повторяемых аудиообразцов (loop) в Ableton Live с помощью клавиатуры или ножной MIDI-педали и одновременного исполнения сэмплов и партий ударных инструментов на барабанной подушке, оснащенной датчиками силы удара или барабанах с MIDI-интерфейсом.
Раскладка клипов по аппаратным MIDI-манипуляторам
Во многих программах, предназначенных для воспроизведения сэмплов, запуск клипов можно осуществлять с помощью мыши, но, согласитесь, что это довольно утомительное занятие. Поэтому многие отдают предпочтение MIDI-манипуляторам. Назначив клипы разным клавишам MIDI-клавиатуры, вы превратите нотные клавиши в манипуляторы клипов. Для этой цели отлично подходит компактная двухоктавная клавиатура, которая может понадобиться как дополнение к основной клавиатуре в том случае, если вы хотите использовать основную клавиатуру исключительно для игры на программном синтезаторе.
Запомнить раскладку клипов по клавишам клавиатуры не так легко, поэтому многие исполнители предпочитают использовать в качестве MIDI-манипулятора для запуска клипов барабанную подушку. В Korg Kontrol49 барабанная подушка, объединяющая 4×4 элемента, выгодно отличается тем, что удобно совмещается с клавиатурой, хотя для таких случаев, когда необходимо, чтобы характеристика исполнения клипа менялась в зависимости от силы удара по MIDI-подушке (примером может служить звук джазовой подвесной тарелки), она не подходит, поскольку весьма слабо реагирует на изменение силы удара. Специальные барабанные триггеры, например Akai MPD-16 (www. akai . com) и М-Audio Trigger Finger, особенно хорошо подходят для управления звучанием клипов путем изменения силы удара по MIDI-подушке, как в барабанном сэмплере (в Ableton Live при запуске клипов параметр velocity игнорируется). По барабанным подушкам можно стучать пальцами или барабанными палочками и они удобно размещаются на клавиатуре или пюпитре, не мешая играть на основном инструменте.