Система детского музыкального воспитания Карда ОРФА стр.68

Упражнения, в которые вводится доминантовое сопровождение в миноре, отличаются от аналогичных упражнений в мажоре тем, что сначала используется V ступень без вводного тона, то есть доминанта в чистом (натуральном) миноре; в пределах классического стиля с такого рода доминантами вряд ли приходится встречаться. Доминантовый эффект, лишенный вводнотонового начала, тем самым сводится к элементарному напряжению, которое создается квинтовым интервалом; на этой основе подготавливаются все более сложные доминантовые эффекты, в том числе мажорно звучащая вводнотоновая напряженность. При доминантовом сопровождении без вводного тона мелодия остается еще свободной от направляющего воздействия гармонии, хотя и не лишается гармонической опоры. В первых номерах доминантовый эффект пока еще завуалирован, и лишь едва ощущается необходимость в тоническом разрешении.

Вот один из таких музыкальных примеров (на текст старой немецкой поговорки):

Всюду еще ясно ощущается связь с бурдоном. Выше (когда речь шла о первых упражнениях, предназначенных для введения доминанты в мажоре) мы уже обратили внимание на особо важное значение пьес для мелодических инструментов с литаврами (или другими басами); они, эти басы, помогают воспринять и пережить самую суть доминантового сопровождения— основополагающую интервальную сопряженность. I и V ступени могут следовать одна за другой или же между ними может быть больший или меньший промежуток. Остинатные фигуры (вроде, скажем, таких, какие помещены на стр. 140), надо исполнять в самых разнообразных вариантах. При этом следует обратить внимание на то, чтобы мелодии, импровизируемые на основе подобных остинатных фигур, охватывали большие отрезки и тем самым контрастировали с короткими остинатными фигурами. Мелодии могут быть в эолийском,

дорийском и фригийском ладах, так как минорная доминанта уживается с каждым из них.

Приводим отрывок из песни с использованием в отыгрыше дорийской сексты:

Примером чередования доминанты с пропущенной терцией и полного минорного тонического трезвучия может служить вокальная пьеса на текст старинного немецкого стихотворного изречения XIV века:

По этому образцу (вокальное трехголосие, ограниченное тоникой и доминантой) могут быть построены и другие простые композиционные задания. Идя по такому пути легко положить поговорки и изречения на полнозвучную музыку; имеется немало примеров, показывающих, что даже в рамках этих скромных гармоний можно добиться известных творческих успехов. В конце может быть использовано и мажорное звучание в миноре (как в только что приведенном примере), и минорное заключение в виде чистой квинты или унисона. Надо побудить учеников следить за тем, как тонко отличаются друг от друга концовки и сколь по-разному можно оформить заключения. При работе с коллективом ни одно из возможных предложений не должно расцениваться как нечто «абсолютно хорошее»; надо воодушевить учеников, чтобы они находили собственные решения. По мере расширения и обогащения звукового материала легче становится выявить индивидуальные особенности учеников, проявляющиеся в упражнениях по сочинению и импровизации.

⇐ вернуться назад | | далее ⇒